Четверг, 28.03.2024, 13:48
Главная
Регистрация
Вход
Лучший РЭП-портал Рунета
Приветствую Вас Гость | RSS
Навигатор
Реклама бля!
Сайт битмейкеры. Сэмплы, минуса, программы для битмейкеров
Информация
Ваш IP: 52.90.50.252
Ваша группа: Гости
Статистика:
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Скажу сразу, мало кто осилит эту информацию. Совсем не обязательно знать наизусть все эти виды рифм, чтобы писать хорошие тексты. Но начало я рекомендую прочитать всем.

РИФМА — последовательное употребление слогов, имеющих сходное звучание, в конце строк стихотворения. По своей сути рифма, является сильным выразительным средством, с помощью которого делается акцент на ритмическом рисунке стиха. Этот термин имеет греческое происхождение. В поэзии разных народов к употреблению рифмы предъявлялись различные требования, например, во Франции рифмованные окончания строк должны были иметь не только сходное звучание, но и похожее написание. В русской поэзии употребление рифмы характерно использованием слов, имеющих созвучные ударные слоги. Часто это достигается употреблением в конце рифмованных строк одних и тех же частей речи (существительное, прилагательное, глагол и т.д.) в одной грамматической форме.

Рифмы различают не только по тому, в каком с конца строки слоге стоит ударение, но так же и по степени созвучности между окончаниями строк. Чаще всего выделяют точную и неточную рифму. При использовании точной рифмы созвучными оказываются не только ударные звуки в окончаниях строк, но и слоги, расположенные за ними. Неточная рифма характеризуется различиями в звучании согласных в свободных от ударения слогах, расположенных в окончаниях строк.

То, насколько рифма будет удачной, определяется не только употреблением гласных, имеющих одинаковое звучание, но и правильным побором согласных, которые, давая схожие звуки, придадут окончаниям строк еще больше схожести. Чем больше похожих звуков, расставленных в определенном порядке, будет использовано в окончаниях строк, тем более точной в итоге будет сама рифма.

От чего же зависит степень сходства согласных звуков? В первую очередь от того, каким образом они формируются; каково соотношение голоса и шума, использованных при их образовании; от степени мягкости или твердости; от того, звонкие согласные используются при образовании рифмы или глухие. Чем больше совпадений по этим признакам будет у звуков, формирующих рифмованные окончания строк, тем более качественной и легкой для восприятия будет рифма.

СИСТЕМА РИФМОВКИ.

Под системой рифмовки понимается последовательность, в которой расположены в стихотворении строки, чьи окончания имеют схожее звучание. Использование в стихотворении только одной такой последовательности не является строго обязательным. Применяя различные чередования рифмованных строк, автор может добиться оригинального, нестандартного звучания всего стихотворения.

Наиболее распространенной является смежная система рифмовки, когда парные строки располагаются последовательно, друг за другом, то есть автор сначала «закрывает» одну рифму и только потом переходит к следующей. Стихотворения, написанные с использованием смежной рифмовки, отличаются быстрым темпом и высокой динамикой. (Обычно для удобства обозначается как ААВВ)

Многие авторы выбирают перекрестную рифмовку. В этом случае созвучные строки располагаются «через одну», то есть вводятся сразу две рифмы. Перекрестная рифмовка не считается сложным способом организации парных строк в стихотворении, более того, применяя ее, авторам проще передавать нужный эмоциональный настрой, легче выбирать ритмический рисунок. (Здесь схема обозначается как АВАВ)

Опоясанная, охватная или кольцевая схема рифмовки довольно известна, но применяется она гораздо реже, по сравнению со смежной и перекрестной. Пары рифмованных строк в этом случае располагаются таким образом, что первая из них как бы «разбивается», одна ее строка открывает, а другая — закрывает четверостишие. Вторая пара размещается между ними и остается неделимой. Эта система рифмовки является довольно сложной, однако ее применение придает особую выразительность стиху. (Обозначение - АВВА)

Более сложные схемы рифмовки, как правило, обозначаются общим термином «сплетенная рифма». Под это определение попадают стихи, где в группах сток рифмованные пары используются не два, а три раза, или, где используется не две, а три и более рифмы. Сплетенные рифмы довольно сложны в использовании, зато они позволяют создавать стихотворения, необычные по звучанию. Однако прежде чем начинать эксперименты с подобными системами рифмовки, стоит освоить более простые способы чередования строк с созвучными окончаниями. (Например: АВСАВС).

Различают следующие виды рифм:

АБСОЛЮТНАЯ РИФМА - рифма, состоящая из слов, идентичных по своему звуковому составу, за исключением ударной гласной (твёрдая в одном слове и мягкая в другом).
Слог – слёг, завяленный – заваленный, оброк- обрёк, мыло - мило, блуза - блюза, томный – тёмный, забыть – забить, ложа - лёжа, метр – мэтр, грозы – грёзы, минёр - минор, потомки - потёмки, простыл - простил, томен - тёмен, слыть - слить, выселится - виселица, клон - клён..

АБСТРАКТНАЯ РИФМА – рифма, не привязанная к какому-либо конкретному стиху; рифмованные слова сами по себе.

АВТОРИФМА – случайная рифма; созвучие слов, непреднамеренно вставленное автором в текст или литературное произведение и не влияющее на его художественную ценность и восприятие. Авторифма присуща как разговорной речи, так и литературной прозе и поэзии. В стихах с привычной конечной рифмой авторифма может быть только в начале или внутри строки. В отличие от начальной и внутренней рифмы, сознательно вставленной автором в произведение, случайное созвучие рождается стихийно и не является приёмом. "Такая рифма может быть, а может и не быть" (Д. Самойлов). Авторифмы можно встретить как у древнегреческих поэтов, не знавших регулярной рифмы, так и в классической и современной европейской (в т.ч. и русской) поэзии и прозе. Наиболее часто такая рифма встречается в белых стихах. В примерах ниже «неумолимых – непостижимых» и «весна – нужна» - авторифмы, отсутствие которых не отразилось бы на восприятии стихов.

АВТОРСКАЯ РИФМА - авторская находка; оригинальная составная рифма с использованием нестандартных сочетаний слов или их частей. Как правило, является единственной в своём роде: исповедь - избы ведь, большевиков - больше веков, жизнь с кого - Дзержинского, наново я - банановая, Цезаря - лице заря, Киева - старики его - распни его, лёд щеки - лётчики, та ли я - талия, почему ж бы - службы, бьют об двери лбы - не поверил бы ...

АКУСТИЧЕСКАЯ РИФМА - рифма, состоящая из слов, ритмические окончания которых различны по написанию, но совпадают по звучанию: грешно – конечно, красавица – кудрявиться, ящик - оснастчик, рыться – злится, существо – ничего, снова - младого...
К акустическим рифмам относится большинство рифм в русском языке - от точных до приблизительных. Акустические рифмы делятся на объективные и субъективные. Объективные акустические рифмы строго подчинены законам произношения и воспринимаются всеми одинаково: мышь - рыж, слуг – стук, сыр - пир, вот – комод, поп - лоб, локти - когти, рад - ряд, нас – раз...
Также: Детский – немецкий, колоться – колодца, страстный - красный, бросче - роща, множится - кожица...

БАЗОВАЯ РИФМА – наиболее многочисленная группа рифм в русском языке. Все рифмы делятся на базовые и окончательные. К базовым относятся более 99 % всех рифм, к окончательным - менее 1%. Окончательные рифмы – рифмы с ударением на последнем звуке в слове (ружьё - моё, мечта – суета, окно – темно, пою - твою…) Окончательные рифмы не имеют послеударных звуков. Базовые рифмы – рифмы с послеударными звуками или слогами: мех – смех, поле – доля, трактор – реактор, бурный – бравурный, равнина – кручина, тише – услышу, радостный - сладостный… В стихах ниже присутствуют оба типа рифм: базовая "отечества - человечества" и окончательная "бою-пою".

БАНАЛЬНАЯ РИФМА – связка слов, наиболее часто употребляемая в поэтической практике. Часто к таким рифмам относятся как к избитым, примелькавшимся и давно утратившим свою свежесть. Тем не менее, по причине часто крайне малого рифмословарного запаса у таких слов и, в то же время, их незаменимой смысловой нагрузки, такие рифмы, несмотря на свою «заезженность» и банальность, обречены на извечное использование в русской поэзии.

БЕДНАЯ РИФМА – недостаточная рифма, в которой созвучны только ударные гласные, например: звезда - волна, вино - легко, пою - люблю, заря - звеня, доля - море и пр. Фактически то же, что и ассонанс.

БОГАТАЯ РИФМА - рифмосочетание слов с совпадением опорных предударных звуков. Чем больше сходство, тем богаче и созвучней рифма. Раб - араб, буду - позабуду, чары - янычары, дядья - бадья, ведь - медведь, клоп - циклоп, живая - призывая, мир - кумир, взор - позор, волен - доволен, друг - вдруг, награда - винограда, порога - дорога, тятя - дитятя...

ВНУТРЕННЯЯ РИФМА - рифма, образуемая внутри стиха или нескольких стихов в пределах строфы.

ВОСЬМИСЛОЖНАЯ РИФМА - рифма, состоящая из слов с ударением на восьмом слоге от конца.
Второе название – супергипердактилическая рифма. В поэтической практике не применяется.
Например: выдрессировавшиеся - выгравировавшиеся....

ГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА – рифма из слов с ударением на четвёртом или пятом слогах от конца. Второе название четырёхсложных и пятисложных рифм. Оприходованный – изуродованный, похрапывание – раскапывание, тиражирование – цитирование…

ГЛАГОЛЬНАЯ РИФМА – разновидность однородной рифмы; рифма, состоящая только из глаголов: плыву – зову, жить – говорить, играем – страдаем, стараться - волноваться… По причине того, что придумать такую рифму не составляет труда (особенно для глаголов неопределённой формы, каких в русском языке - тысячи), такие рифмы называют ещё и бедными: петь - гореть - шуметь -лететь..

ГЛАСНАЯ РИФМА – вид окончательных рифм, состоящих из слов с ударением на последнем звуке. В гласных рифмах последнему ударному гласному предшествует гласный звук или мягкий знак:
Даю - налью, твоя - я, бои - соловьи, портье- колье, ружьё - моё, боа - амплуа…
К гласным рифмам также относятся слова «фойе» и «райя».
Гласные рифмы – самая малочисленная группа рифм в русском языке (всего около 1000 слов).

ГЛУБОКАЯ РИФМА – рифма из слов, в которых, помимо окончаний, совпадают целые предударные слоги.
Вода - провода, полей - тополей, бывать – забывать, пора - топора, попей - эпопей, мотив - локомотив, хожу - нахожу, полам - пополам, лаборатории - об оратории, этический - поэтический... В более широком понимании, глубокая рифма может рассматриваться как рифма из слов, предударные части которых имеют большее звуковое сходство и могут компенсировать недостаточное созвучие заударных частей слов.

ГРАФИЧЕСКАЯ РИФМА – рифма из слов, окончания которых совпадают по написанию, но не совпадают по звучанию. Не образуя слуховой гармонии, графическая рифма является таковой чисто условно (рифма для глаз) и в наши дни почти не применяется. Большого – немного (ово-ого), утес - лес (ёс - ес), срочно – нарочно (очно-ошно), вечно – конечно (ечно-ешно), смелый - веселый (елый - ёлый) …

ГРАФИЧЕСКИ-АКУСТИЧЕСКАЯ РИФМА - совпадает и по написанию, и по звучанию. Основным свойством графически-акустических рифм является безукоризненное совпадение клаузул. К этому типу относятся исключительно точные рифмы:
лунный – струнный, света – карета, носим – бросим, море – горе, точный – порочный, знаем – раем..

ДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА – второе название трёхсложной рифмы. Слова в таких рифмах имеют ударение на третьем от конца слоге. Операция – демонстрация, велено – побелено, валенки – маленький, видывать – завидовать, признание - венчания, болтающих - погибающих…

ДВОЙНАЯ РИФМА – рифма из двух слов в строфе. Самая распространённая рифма в стихосложении. В примере ниже - две двойных рифмы «знамя-пламя» и «меч - обжечь».

ДВОЯКАЯ РИФМА – разновидность надстроечных(усечённых) рифм. Характерная особенность двояких рифм - две фиксирующие согласные в конце одного из слов, что даёт такому слову потенциальную возможность рифмоваться двумя способами (помимо основного, когда клаузулы совпадают полностью).
Верес – ксерокс, скатерть - богоматерь, крест - реестр, мылить – милость, смелость – пелось…

ДВУХСЛОЖНАЯ РИФМА – рифма из слов с ударением на предпоследнем слоге. Второе название – женская рифма.
Новый – готово, горы - взоры, радость - младость, верю - потеря, здравый - славой, безоружный – нужно, тихо - лихо,
бьётся - несётся, весть я - поместье…

ДЕВЯТИСЛОЖНАЯ РИФМА – самая объёмная рифма в русском языке, в составе которой девять слогов начиная с ударного. Второе название – супергипердактилическая рифма. Выкристаллизовавшиеся - выбаллатировавшиеся. В поэзии не применяется.

ДИССОНАНСНАЯ РИФМА – условная рифма, в словах которой полностью или частично совпадают согласные звуки, но различны ударные гласные (принадлежат к различным видовым парам): парус - пелось, бублики - яблоки, страстный - грозный, норов - коммунаров, плавно - словно, слушать - лошадь … Рифмы, в которых различны только ударные гласные, чаcто используются как игра слов: молот – мелет, копоть – капать, розовый – разовый, Сократ - сокрыт, мечети - мечите, полочка – пилочка... Гриб-грабь-гроб-груб (В.Маяковский).

ДОБАВЛЕННАЯ РИФМА – разновидность двоюродных рифм; ударная гласная в пассивном слове является последней, а в активном слове к ней добавляется ещё согласный звук (чаще глухой), который скрадывается (приглушается) при произношении.
Скажи - зажим, трюмо – умом, строфа - факт, тополям – поля, мирка - сверкав, весна - снам, прочёл – горячо, капюшон – хорошо, пора- дарам , конце - концерт, бревно - ноль, прогул - врагу…
Добавленные рифмы представляют собой интересные сочетания слов, принадлежащих к противоположным рифмотипам: базовые–закрытые и окончательные–открытые.

ДРУЖЕСТВЕННАЯ РИФМА – второе название псевдорифмы; рифма, состоящая из слов с общими ударными гласными и характерными концовками, но различными послеударными согласными или слогами. Слова в таких рифмах не состоят в родственных связях друг с другом, но близки по звучанию. Основная масса дружественных рифм – трёхсложные и четырёхсложные. Разновидность ассонанса.
Преданность – уверенность, бабушка – дубравушка, девочка – времечко, творческий – воинский…

ЖЕНСКАЯ РИФМА – второе название двухсложных рифм; слова с ударением на предпоследнем слоге.
Вера – мера, даже - будоражит, слово – стального, делать – челядь, сцены - одену, колдунья - полнолунье, пучиной – длинный, гений - дерзновенней, покои - алоэ, славой - кровавый…

ЗАВУАЛИРОВАННАЯ РИФМА – своеобразный вариант стыковой рифмы, при котором ударный слог (часто с опорным звуком) последнего слова в строке является первым словом следующей строки. При повторении этого слога дважды рифма становится явной. Этот тип экспериментальной рифмы более интересен для глаз, чем для ушей.

ЗАКРЫТАЯ РИФМА – рифма, заканчивающаяся на согласный звук.
Пух – слух, ночь – волочь, берег - Терек, обоз – мороз, модничать - угодничать, лист - экономист, рай – знай, топот – шёпот,
уснул – гул…

ЗАМЕЩЁННАЯ РИФМА – вариант псевдорифмы; рифма из похожих слов, но с различной послеударной согласной:
вечер – ветер, повесть – почесть, ножка – ночка…

ИНОРОДНАЯ РИФМА – слабое созвучие слов, не оформленных между собой ни родственными, ни дружественными отношениями. Инородные рифмы состоят из слов с различным родом рифм и созвучных только по общей ударной гласной. Слон – слом, корь – моль, иду – зову, вода – луна… То же, что и ассонанс.

ЙОТИРОВАННАЯ РИФМА - наиболее распространённый вариант усечённых (надстроечных) рифм; равносложная рифма из слов с открытым и закрытым слогом, при этом последний заканчивается на "й" (j - йот). Поле - волей, этой - лето, бури - фурий, почила - могилой, оковы - новый, думы - угрюмый, волны - полный, грозящи - возносящий, нашей - чаше...
Чаще всего в роли слова с замыкающим "йот" выступают прилагательные.

КАЛАМБУРНАЯ РИФМА - рифма с использованием игры слов. По своей форме каламбурные рифмы являются составными и могут быть авторскими. Теперь я – те перья, ананас – она нас, порублю - по рублю, Наполеон - на поле он, до канала - доканала, по калачу - поколочу, пой май - поймай...

КОНЕЧНАЯ РИФМА - самая распространённая и популярная рифма в стихосложении. Рифмуются последние слова в строках. Помимо конечной существует также начальная и внутренняя рифмы.

КОНСОНАНСНАЯ РИФМА – рифма с совпадением согласных звуков и неточным совпадением гласных. Консонансные рифмы следует рассматривать как диссонансные.

КОНФЛИКТНАЯ РИФМА - рифма, состоящая из слов с неодинаковыми связующими рифментами.
Милый - унылых, видом - идол, летом – одетых, виновный - полковник, рупор - трупам...

КОРНЕВАЯ РИФМА – базовая рифма с совпадением только корня рифмы (ударного гласного и последующего согласного звука): плавный – лавка, верно – первый, новый – словно, избы – низко, служба - кружка…
Чем меньше послеударных слогов в рифмующихся словах, тем созвучней корневая рифма.

МУЖСКАЯ РИФМА - второе название односложной рифмы; рифмующиеся слова с ударением на последнем слоге.
Дум – шум, друзей - моей, весть - честь, ус - француз, ходил - будил, мал - играл, там - холмам, грудь - путь, клин - семьянин, чертог - ветерок, день - тень...

МУЛЬТИРИФМА – центральная базовая рифма с одним послеударным согласным звуком.
Рок - звонок, дым – летим, диво – строптивы, пой – смешной, туча – круча, день – тень…
Согласная может быть удвоенной: грамм – там, антенна – сирена, тонна – икона, сын - финн…

НАДСТРОЕЧНАЯ РИФМА – рифма, в которой пассивное слово заканчивается на гласную, а активное на согласную (или две, т н. «надстройка») при равном количестве послеударных слогов: речи - широкоплечий, квиты – бритый, ухо - слухом, шляпа - лапоть, демонстрация – операциях, кобра – добрить...

НАЧАЛЬНАЯ РИФМА – рифма из первых слов в строках.

НЕДОСТАТОЧНАЯ РИФМА – рифма, состоящая из слов, в которых последнему общему ударному звуку предшествуют различные предударные(опорные) согласные: метла – жара, вези – смотри, темно – пальто, хочу – пою (чу – jу), зови - в дали…
Недостаточная рифма сродни ассонансу и применяется в основном в белых стихах. В отличие от недостаточных рифм, достаточные рифмы состоят из слов, в которых опорные согласные совпадают или принадлежат к одной родовой паре (б-п, в-ф, д-т и пр.). К достаточным относятся все окончательные рифмы: метла – дотла, жара - пора, вези - спроси, темно - кино, пальто – не то, зови - любви, пою – твою (jу- jу )…

НЕРАВНОСЛОЖНАЯ РИФМА – сочетание слов с различным количеством послеударных слогов.
Неравносложные рифмы делятся на рифмы с наращением и рифмы с раздвижением.
В рифмах с наращением происходит добавление слога (слогов) в конце одного из слов: папахи-попахивая, тополей - аллее, пылятся - изоляции, ноги - многие, времени- забеременели, следом – неведомо, оперяться - кооперация, гудящих - трудящихся, выставил - капиталистов, блистело - бестелые, резче - мерещится, двести - известия ...

ОБОРВАННАЯ РИФМА – рифмосочетание, в котором одно из слов обрывается, но его значение остаётся понятным читателю(слушателю) из контекста. Чаще используется как комический приём. Душе - сумасше... , времена - припомина...

ОБОСОБЛЕННАЯ РИФМА – базовая рифма с двумя (или более) согласными звуками подряд после ударного гласного. Именно второй согласный звук ставит барьер, не позволяющий словам с обособленным рифмотипом рифмосочетаться со словами других рифмотипов. Обособленные рифмы сочетаются только друг с другом и только в пределах своего семейства. Волн - чёлн, печка - свечка, любезный - прелестной, сёстры- острый, вечность - беспечность, Кипр - Тибр, казнь - боязнь, послушный - простодушной, грозно - поздно , помни - что мне, царский - боярский, адъютантство - убранство, лестно - чудесно, битв - молитв, танго - манго …

ОДНОРОДНАЯ РИФМА – рифма из слов, принадлежащих к одной части речи. В отличие от параллельной (грамматической) рифмы, слова могут быть в различных грамматических формах.
Гора – дыра, странный – долгожданной, темно - смешно, кляча - удачу, вера – меры, сниться – злится, бег - брег…

ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ РИФМА – рифма, состоящая из слов с ударением на последнем звуке.
Страна - смешна, дары - пары, стихи - грехи, уйду - какаду, змея - твоя, крои - бои…

ОМОНИМИЧЕСКАЯ РИФМА – рифма из омонимов: мой - мой, вина - вина, жаль - жаль, века - веко, пророк - про рок, пари - пари, том - том, прав - прав...
На омонимической рифме часто выстраиваются каламбуры.

ОМОФОНИЧЕСКАЯ РИФМА – разновидность акустической рифмы; рифма из слов-омофонов: исчез - восрес, денег - молоденек, вмиг - проник, год - идёт, весть - влезть, яд - стоят, душ - муж, граф - забав, свет - след, звук - подруг, сугроб - поп, князь - обвилась... Звуковое сходство таких слов объясняется свойственным русскому языку оглушением звонких согласных на конце слов.

ОТКРЫТАЯ РИФМА - рифма из слов, заканчивающихся на гласные звуки.
Сено - смена, дума – шума, сильная - обильное, томно – скромно, вижу – ближе, дива - правдива…

ПАНТОРИФМА – редкая разновидность рифмы по взаимному расположению в стихе: все слова рифмуются между собой. Стихотворений, полностью построенных на панторифмах, практически не существует - панторифмические цепи, как правило, используются фрагментарно. "Стал и сел. Взял и съел..." (В. Маяковский), "Сорвано, уложено, сколото - чёрное надёжное золото" (В. Высоцкий), "Полоса щели. Голоса еле..." (В. Маяковский).

ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ РИФМА (грамматическая рифма) – рифма с использованием слов одинаковой части речи в одинаковой грамматической форме: горе - море, играи - страдали, поэту - свету, птичьем – девичьем, тростником – плавником, ворожим – ворошим, далёкому - одинокому…

ПЕРЕКРЁСТНАЯ РИФМА – наиболее распространённая разновидность рифм по взаимному расположению
в стихах. Образуется при перекрёстном способе рифмовки АВAВ.

ПЕРЕСТАВЛЕННАЯ РИФМА - диссонансная рифма из слов, в которых слоги меняются местами. Такие рифмы встречаются в поэзии очень редко и относятся к разряду экспериментальных.
Выесть - есть Вы; вечер - черве, пилот - отпил, человек - век чело ...

ПЕРЕХОДНАЯ РИФМА – разновидность обособленной рифмы. Характерной особенностью слов, образующих такую рифму, есть мягкая послеударная согласная и следующий за ней звук «j» (йот): каналья(канал’jа) – далью (дал’jу), взморье - подспорье, распутье – гнуть я, стулья – ульи, рысью - лисье, кровью - любовью, лепетанье - трепетанье….

ПРЕДУДАРНАЯ РИФМА (левая рифма) - наиболее созвучная из ассонансных рифм; рифма с совпадением ударной гласной и предударных звуков или слогов. Чем больше звуковое сходство, тем созвучней рифма. Предударная рифма - единственная рифма, в которой клаузулы слов могут не играть рифмообразующей роли. Сударыни - судачите, полегче - полезный, пролетарий - пролетали, коробится - коровушка, присяга - присяду, возни - возьми, голову - голому...

ПРЕФИКСАЛЬНАЯ РИФМА - разновидность псевдорифмы; рифма из слов, ритмические окончания которых начинаются непосредственно с префиксов. Слова созвучны благодаря общим концовкам и ударным приставкам:
набело - наголо, оттиск - отблеск, заново - заживо, повытаращили - повыпроводили...
Абсолютное большинство префиксальных рифм составляют слова с приставкой «вы» ("выкающая рифма").
Выемка – выдумка – выбелка – выставка – вывозка… Выбить – вылить – выжить – выпить... Выкачу - выскачу- выклянчу...

ПРИБЛИЗИТЕЛЬНАЯ РИФМА - обобщённое название различных неточных рифм; рифма из слов с полным или частичным звуковым несоответствием их послеударных окончаний. Противоположность точной рифме. К точным рифмам относятся родные, глубокие, богатые, абсолютные рифмы, к приблизительным - все остальные.

ПРИЁМНАЯ РИФМА – рифма с участием слов, имеющих различия внутри их клаузул. К приёмным рифмам относятся: рифмы с вклинением, с выпадением , неравносложные рифмы, рифмы с чередованием и перестановкой, двоякие рифмы. Словарная категория «приёмные рифмы» даёт возможность участвовать в рифмообразовании словам, не имеющим родственных связей. Так, слово «сельдь» не имеет родственных слов (родных рифм). По этой причине оно примыкает к наиболее близкому по звучанию рифморяду «ЕДЬ» и т.о. является приёмной рифмой по отношению ко всей группе рифм на «ЕДЬ»: ведь – медведь – впредь - сельдь … Фунт - грунт – пункт, практика - тактика – Антарктика, туча - круча – чукча, светский – немецкий - кувейтский…

ПСЕВДОРИФМА – неточная рифма; созвучие слов, принадлежащих к различным родовым группам, но сходных по своему звучанию. В словах, образующих псевдорифму, совпадает ударная гласная и общие характерные концовки. При этом послеударные звуки и даже слоги не совпадают. Наиболее многочисленными из псевдорифм являются трёхсложные и четырёхсложные рифмы.
Общество – творчество, нравственность – обязанность, похаживает - поглядывает, лыжница - завистница, дикторский – идольский, веерный – северный, золушка - горлышко, бабушка – ладушки, горницы - любовницы...
Теоретически псевдорифмами могут быть любые рифмы, кроме мультирифм.

ПЯТЕРНАЯ РИФМА - рифма из пяти слов в стихотворении.

ПЯТИСЛОЖНАЯ РИФМА – рифма из слов с ударением на пятом слоге от конца. Второе название – гипердактилическая рифма.
Тиражирование – цитирование, удивляющаяся – скитающаяся, исследование – проповедование…

РАВНОСЛОЖНАЯ РИФМА – рифма, состоящая из слов с равным количеством послеударных слогов. Основная рифма в стихосложении. Верю – потеря, ясно - сладострастно, дом – идём, весне - старине, там – цветам, я - твоя, кипарис - разрослись…

РАЗНЕСЁННАЯ РИФМА – рифма, образуемая словами, стоящими в различных местах стиха.

РАЗНОРОДНАЯ РИФМА – рифма из слов, принадлежащих к различным частям речи.
Вода – сюда, мотылёк – промок, дней - сильней, какаду – найду, истома – дома, склеп – слеп, вы - увы, гибкой - улыбкой,
сдача – иначе, послушна - равнодушно, рать - умирать, княжна - скромна…

РАЗНОУДАРНАЯ РИФМА – рифма, состоящая из слов с ударением на различных слогах от конца: вдребезги - ни зги, волны - полны...

РАССЕЧЁННАЯ РИФМА – рифмосочетание слов, основанное на внутрисловном переносе: последнее cлово в строке "разрывается" и переносится в следующую строку.
зна(мя) - казна, живуч ям(б) - созвучьям, нигде - приведе(ние), ксива - красивы(ми), палачу - чу(вствую), Химер - мер(цаньи)...
Редким, но весьма интересным является вариант рассечённой рифмы, состоящий из трёх рифмующихся слов в строфе, при этом третье слово зарифмовано по частям и с первым, и со вторым (объединённая рифма).

РИФМА С ВКЛИНЕНИЕМ – рифмосочетание слов, при котором в клаузулу одного из них вклинивается согласная, чаще сразу после ударной гласной. Противоположность рифме с выпадением.
Медь – сельдь, брег - поверг, год - лорд, литры - фильтры, вас – вальс, клетка – студентка, радугой - играть дугой...

РИФМА С ВЫПАДЕНИЕМ - противоположность рифме с вклинением.
Зонтика – экзотика, горе – двое, отвёртка – уборка, пусть - путь…

РИФМА С ЧЕРЕДОВАНИЕМ (перестановкой) - рифма, в составе которой согласные звуки или даже части слова чередуются между собой, создавая иллюзию звукового сходства. Ксерокс – вереск, рифма - нимфа, юрта - утро, алиби – грабили, Карла - крала, прут- труп, схема - смеха, пёстрый – разношёрстый, прискорбно – подробно… См. также Переставленная рифма

РОДНАЯ РИФМА - точная рифма, наиболее созвучная на слух. К родным рифмам относятся:
- рифмы с полным совпадением клаузул: Пасть - масть, сок – обмок, клей – смелей…
- объективные акустические рифмы: готово - стального, конечно - успешно…
- рифмы с адекватной гласицей: лето - карета, новый – подковой, узел - контузил…

СВЯЗУЮЩАЯ РИФМА – словарная разновидность рифмы; двухсложная или трёхсложная рифма, состоящая из первичного рифмента(корня), гласицы и фиксирующей согласной. Рифмотипы: «ОХОХ»(1 уровень) и «ОХОХО»(2 уровень). Ужин - дюжин, могучий - гремучей, осень - просинь, хижины - обижены, едет - бредят, впрочем - пророчим, синий - иней, пробуя - особая, повар - говор, рынок- финик, серые - веруя, повешен - черешен, охать - похоть...
Голос – боролась – гладиолус – полис – полюс - мусолясь.
Связующие рифмы объединяют в себе слова различных частей речи, группы слов из различных семейств и сами слова в разных грамматических формах. Например:
Палата (сущ.) Печатать (глаг.) Заклятый (прилаг.)
Палатой – печатай – заклятый.

СЕМИСЛОЖНАЯ РИФМА - рифма из слов с ударением на седьмом слоге от конца.
Второе название – супергипердактилическая рифма. В поэтической практике не применяется.
Рассекречивающиеся – увековечивающиеся, выгравированные - выдрессированные,
оглядывающиеся - отгадывающиеся, вырисовывающимися - разочаровывающимися...

СКВОЗНАЯ РИФМА - рифма, проходящая через всё стихотворение наряду с другими меняющимися рифмами.

СЛОЖНАЯ РИФМА – многосложная рифма из слов, основная грамматическая форма которых имеет, как минимум, три послеударных слога с фиксирующей согласной.
Разв/едывать, тр/уженик, б/абочка, м/изерный, п/окатом, ск/азывать, обор/удование…

СЛОГОРИФМА – созвучие слогов в различных словах в стихе или соседних стихах; совпадение частей слов как первый признак звукового тождества. "Слог - единица низшей рифмы" (Б.Томашевский). Слогорифмы наиболее созвучны, если приходятся на ударные позиции в словах.

СМЕЖНАЯ РИФМА - разновидность рифмы по взаимному расположению в стихе. Образуется при смежном способе рифмовки ААВВ

СМЕШАННАЯ РИФМА - разновидность рифмы по взаимному расположению в стихах. Образуется при смешанном способе рифмовки в сложных строфах.

СОГЛАСНАЯ РИФМА - вид окончательных рифм, состоящих из слов с ударением на последнем звуке. В согласных рифмах последнему ударному гласному предшествует только согласный звук, который является опорным и несёт на себе основную нагрузку в рифме. Примеры: уха - чепуха, игру - гуру, всегда – да, хожу - гляжу, неси – мерси, бубня - меня, ты- мечты,
чело - весло…

СОСТАВНАЯ РИФМА - рифма с участием союзов, частиц , местоимений и служебных частей речи:
ка, же, ли, ль, то, я, ты, он, ведь, лишь, уж, бы, вы, мы, их и т. п. Составные рифмы могут быть как точными, так и приблизительными: небо – мне бы, жива ли - увяли, боже – кто же, неволишь – одно лишь, невод - э-вот, вдаль - тогда ль, все мы - темы, голова и - Гаваи, счёты - кто ты, петли - нет ли, корявы - якоря вы, прелесть - апрель есть, глав нам - главным, существую - листву и ...
Разновидностью составных рифм являются каламбурные и авторские рифмы, составленные из различных слов и (или) их частей. Подобные рифмы дают возможность рифмоваться словам, не имеющим рифм изначально, или находить оригинальные и неординарные рифмы.

СТЫКОВАЯ РИФМА – разновидность рифмы по положению в стихе; конец одного стиха зарифмован с началом последующего.

СУПЕРГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА - второе название всех шести-, семи-, восьми- и девятисложных рифм; рифмы из слов с ударением на шестом, седьмом, восьмом или девятом слогах от конца. В отличие о гипердактилических, в стихосложении не применяются.
Председательствующие – благожелательствующие (6 сл.) Рассекречивающиеся – увековечивающиеся(7 сл.)

ТАВТОЛОГИЧЕСКАЯ РИФМА - эпифора; слово рифмуется само с собой.

ТВЁРДО-МЯГКАЯ РИФМА – двоюродная рифма, внутри которой мягкая согласная противостоит твёрдой.
Горы – море, рады - ради, молния – полная, час - озлатясь, Панкратий-косматый, мир - монастырь, стол – моль, жизни - отчизны, зрит - разделить, дыра - моря…

ТОЧНАЯ РИФМА - общее название рифм с полным соответствием послеударных окончаний в словах. В отличие от графических рифм, подразумевается как графическое, так и звуковое сходство. Сеть – мечеть, гроза – слеза, лик – старик, жареный – подаренный, ноль – позволь, едко – метко, резче – хлестче, око - дока…

ТРЁХСЛОЖНАЯ РИФМА - рифма, состоящая из слов с ударением на третьем слоге от конца. Второе название – гипердактилическая рифма. Понапружился - понатужился, радуга – надолго, Греция - Венеция, розовый – берёзовый, крутится – беспутица…

УСЕЧЁННАЯ РИФМА – базовая равносложная рифма, в которой пассивное слово заканчивается на согласную (или две), а активное - на гласную.

УСТОЯВШАЯСЯ РИФМА – часто употре***емая связка не совсем сходных по звучанию слов.
Жизнь = держись, вниз, ввысь…, грусть = Русь, вернусь…,
любви = твои, свои, соловьи…, люблю = пою, мою, твою и т. п.

ХОЛОСТАЯ РИФМА - разновидность рифмы по взаимному расположению в стихе. Образуется при холостом способе рифмовки, при котором некоторые стихи (наиболее часто - первый и третий в четверостишии. Схема рифмовки - АВСВ) не рифмуются . Т.о., под условным понятием "холостой рифмы" следует понимать её частичное отсутствие внутри строфы.

ЧЕТЫРЁХСЛОЖНАЯ РИФМА - рифма из слов с ударением на четвёртом слоге от конца.
Второе название – гипердактилическая рифма.
Суженными - жемчужинами, божественная - естественная, свидетельница – благодетельница, заночёвывая – приторговывая…

ШЕСТИСЛОЖНАЯ РИФМА - рифма, состоящая из слов с ударением на шестом слоге от конца.
Второе название – супергипердактилическая рифма.
Жульничающие – богохульничающие, трапезничающий - ябедничающий...
 
Эхо-рифма - разновидность рифмы по взаимному расположению в стихах; двустишие, в котором вторая строка состоит всего из одного слова или короткой фразы, зарифмованной с первой строкой.
 
<
Реклама
Авторизация

| RAP IS A POWER! | |