Четверг, 09.05.2024, 08:14
Главная
Регистрация
Вход
Лучший РЭП-портал Рунета
Приветствую Вас Гость | RSS
Навигатор
Реклама бля!
Сайт битмейкеры. Сэмплы, минуса, программы для битмейкеров
Информация
Ваш IP: 18.226.187.24
Ваша группа: Гости
Статистика:
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Сведение и мастеринг.

Записать звук - это далеко не все, что нужно для того, чтобы получить трек.
Осталось еще две стадии, которые важны также, как и звукозапись, ибо без них нормального трека не получится.

Первая стадия: сведение.

По сути дела, сведение в домашней студии звукозаписи, да и вообще в профессиональных студиях, проводится до мастеринга и включает следующие виды обработки записанных элементов:

1. Нормализация
2. Компрессия
3. Эквалайзинг
4. Фильтрация шума и помех
5. Панорамирование
6. Звуковые эффекты

Начнем по порядку:

1. Нормализация

Нормализацию можно и нужно делать в Adobe Audition (Cool Edit Pro). Уже слышу вопрос: "А что такое нормализация?"

Ну, во-первых, нормализация - это процесс обработки звука в Adobe Audition (Cool Edit Pro).
Во-вторых, - это первый шаг в борьбе за громкость твоей музыки.

А вообще, - это математический алгоритм вычисления отсчета волновой формы, который является максимальным по абсолютному значению, и коэффициента, при умножении на который максимальный отсчет становится равен заданному уровню (например, 0dB), а все остальные отсчеты пропорционально увеличиваются или уменьшаются по отношению к максимальному. Крутовато, да?! По-моему, всё должно быть гораздо проще...

Если сравнить волновую форму до применения команды меню Effects - Amplitude - Normalize программы Cool Edit Pro (Adobe Audition) с волновой формой после применения команды, то очевидно разница будет видна. А точнее слышна - звук стал громче...

2. Компрессия

Компрессия звука - наиболее ответственный шаг как при сведении, так и в процессе мастеринга - это как раз то, что отличает любительские записи от профессиональных. Время, потраченое на отработку динамики, с лихвой окупается.

Причины сложности:

1. Эффект весьма тонок, особенно, если сделан правильно. Это не есть то, что можно услышать непосредственно, типа флэнжера, но есть то, что чувствуется в записи.
2. Компрессор обычно не работает все время. Так что большую часть времени вы слышите звук без компрессора. Диаграммы уровня и работы компрессора здесь практически незаменимы.
3. Не все компрессоры одинаковы. Несмотря на то, что идея проста - понижать уровень сигнала при переходе через порог - реализация может сильно различаться.

Применение качественного компрессора позволит сгладить все неровности звучания.

Основы компрессии

Частая аналогия - звукотехник, который следит за уровнем сигнала и крутит ручки громкости. Насколько он их крутит - называется ratio (отношение). Т.е. отношение 3:1 означает, что если уровень сигнала превысит порог на 3дБ, то инженер выкрутит ручку так, что бы уровень превышал порог на 1дБ.

Время атаки

Время, по прошествии которого и при превышении порога компрессор начнет действовать. Чем меньше время атаки - тем на более коротких пиках уровня срабатывает компрессор. Если ты хочешь смягчить барабан, то нужно ставить меньшее время, но если хочешь, что бы удары проходили неизменными - то большее. Практическое правило - начинай со времени атаки в районе 10мс, и выставляй - меньше для сильного сглаживания, больше - для слабого.

Так же важно помнить, что малое время атаки может вызвать искажения, особенно на низких частотах. Низкочастотные сигналы имеют обычно большой период, и компрессия, действующая посреди периода, звучит очень неестественно.

Время спада

Время, через которое компрессор перестает работать после срабатывания. Начинай со 100мс, хотя четких правил здесь нет. Главное это понимать принцип работы - слишком малое время спада может звучать неестественно, поскольку компрессор слишком быстро восстанавливает уровень, тогда как слишком большое время спада приводит к тому, что под действия компрессора попадает сигнал, который не нуждается в компрессии.

Работа компрессора похожа на работу парикмахера, который срезает слишком длинные кончики волос. Но компрессор срезает не волосы, а пики сигнала, превышающие порог срабатывания. В итоге громкость звука выравнивается.

3. Эквалайзинг

Эквалайзинг - это частотная коррекция твоих трэков и самый ответственный момент перед тем, как начать мастеринг. Любую частотную коррекцию нужно делать до обработки трэка другими эффектами.

Действительно, эквализация вокала - это большая проблема почти для всех. Если путём качественных сэмплов ещё можно имитировать неплохое звучание, то плохо записанный голос портит всю картину. Как правило, мало кто из любителей пользуется дорогими студийными микрофонами, а если и пользуются, то, скорее всего, неправильно подобранными. Правильно подобрать микрофон в профессиональной записи - половина успеха. Втора половина - правильно обработать голос. Из-за изначально низкого качества материала к голосу стоит относиться с двойной внимательностью.

Вокал разделяют на три части спектра: основа, гласные, согласные. Основа довольно ограниченна: между 125 и 250 герц, её передача оказывает очень сильное влияние на весь остальной материал.

Между 350 герц и 2 килогерц лежат гласные, наиболее энергетическая часть голоса. Согласные занимают область межу 1,5 и 4 килогерц.

Чтобы сделать голос разборчивым, уменьшают низкие частоты и экспериментируют на участке между 1 и 5 килогерцами.

Вокал, вероятно, наиболее зависимый от частот материал. 80-150 герц подчёркивают глубокий бархатистый голос, 315-500 герц влияют на качественность, наполненность звучания, за естественность вокала отвечают частоты в районе 100-630 герц, а манеру исполнителя и его артикуляцию подчеркнут частоты на участке 1,25-4 килогерц. Разборчивость повышают 5-8 килогерц.

Отмечу и наиболее характерные ошибки: поднятие 100-250 делает голос гулким, вырезая 150-500 герц, можно получить пустое, незавершённое звучание, уменьшение 500-100 герц приводит к жёсткости, металлическая гнусавость возникает из-за слишком поднятых 3 килогерц, уменьшение от 2 до 5 килогерц создаёт впечатление безжизненности. Также не стоит слишком сильно увеличивать 5-16 килогерц (это приводит к свистам) и 200-40 герц (маскируются согласные "м", "в", "б"). Увеличение в районе 1-4 килогерц быстро утомляет слушателя.

4. Фильтрация шума

Скажу откровенно, что при записи звука в домашних условиях с использованием динамического микрофона, который напрямую подключен к звуковой карте, в твоем звуковом файле будет много нежелательных шумов.

Часть шумов можно избежать простой предусмотрительностью: закрыть окно, выключить телевизор, проверить устойчивость микрофонной стойки, надеть мягкую домашнюю обувь, убрать, по возможности, другие источники шума. Однако такие источники шума, как шум самого микрофона или электрогитары, подключенной в линейный вход звуковой карты, убрать обычной предусмотрительностью не удастся.

Что же тогда делать? Выход есть!

В программе Adobe Audition (Cool Edit Pro) есть функция фильтрации шума по образцу. Образец шума берется прямо из записанного тобой звукового файла. Это тот участок, где запись уже началась, но еще никто не поет, не играет и не вздыхает в микрофон. Так что всегда оставляй фрагмент записи, желательно подлиннее, с фоновым шумом. В выпадающем списке главного меню программы Adobe Audition (Cool Edit Pro) найди пункт Noise Reduction. В Cool Edit Pro этот пункт меню найдешь по такому "маршруту": Effects-->Noise Reduction-->Noise Reduction. В Adobe Audition местоположение этого пункта меню, скорее всего, будет зависеть от версии, которую ты используешь. Но, если очень надо, то, думаю, найдешь!

5. Панорамирование

Кроме эквалайзинга, до мастеринга тебе необходимо распределить вокал между ушами слушателя. Другими словами, между левым и правым каналом, если говорить на звукорежиссерском языке. Такое распределение вокала между каналами называется панорамирование.

В домашней студии звукозаписи панорамирование проводится с помощью регуляторов панорамы. Если у тебя английские версии программ - ищи регулятор под названием "pan". Легче всего будет сделать панорамирование в наушниках, однако всегда проверяй результаты работы, прослушав свой микс в колонках!

6. Звуковые эффекты

Для получения "вкусного" микса применять звуковые эффекты так же необходимо, как добавить соль, сахар и специи в пищу. Это своего рода макияж для твоей записи (кстати, нравится тебе или нет, но практически все артисты гримируются перед выходом на сцену или в эфир). Именно звуковые эффекты дают твоей музыке чувство полёта, пространства, наполняют её магическим содержанием. Так почему бы этим не воспользоваться?!

Звуковые эффекты можно применять как по отдельности, так и в сочетании друг с другом. Кухни разных народов используют разные сочетания специй. А в разных треках применяют разнообразные сочетания звуковых эффектов.

Вторая стадия: мастеринг.

Верное звучание композиции - наиболее показательная её часть. Любая мелодия и аранжировка могут быть испорчены отвратительным звучанием. Люди просто не захотят слушать кашу из бита и вокала.

Мастеринг - обязательная часть работы над любым звуковым материалом. Важно так обработать исходный звуковой материал, чтобы он звучал естественно, был похож на живую музыку, важно спрятать её компьютерное происхождение, показать, что это прежде всего музыка, а не файл.

Ты только что закончил свой замечательно звучащий проект, прожег болванку и с гордостью запихал ее в музыкальный центр. Все вроде бы звучит хорошо, но когда ты слушаешь свой диск сразу после коммерческой записи, понимаешь, что что-то здесь глубоко неправильно.

Мастеринг - процесс подготовки записи к выпуску (производству), включает в себя следующие шаги:

Профессиональное звучание

Основная задача этого шага - добавить финальные штрихи к существующей записи, включая выравнивание уровней и общее сглаживание (sweetening) записи, добавление именно того, что отличает хороший звук от профессионального. Этот процесс может состоять из эквалайзинга, многополосной компресии, увеличения громкости и прочего, и по идее должен называться премастерингом, однако для простоты будем полагать, что это и есть мастеринг.

Общая созвучность диска

Отдельного внимания требует созвучность всех треков компакт-диска вместе при последовательном воспроизведении. Ровно ли все звучит? Все ли уровни совпадают? Имеет ли диск свой "характер"? В общем этот этап похож на предыдущий, однако отличие в том, что бы добиться минимальной разницы звучания отдельных треков, что предполагает индивидуальные настройки для каждого, с учетом общей картины.

Подготовка к тиражированию

Ну это делают на заводе :).

Особенности аналогового звучания

Вряд ли можно однозначно дать ответ на этот вопрос, однако в общем и целом аналоговое оборудование привносит дополнительные нелинейные искажения, благодоря чему звук становится лучше (в некотором смысле). Например, любой аналоговый эквалайзер привносит небольшие поканальные фазовые задержки, и очень легко сделать высокоточный цифровой эквалайзер, не имеющий такого "недостатка". Такой прибор несомненно более точен, однако вовсе не более музыкален. Все становится еще сложнее в случае компрессоров и обогатителей (saturator). Именно эти особенности аналоговой обработки звука придают музыке теплоту, басовитость, яркость и глубину, и делают общее звучание более приятным.

Графические средства

Некоторым звукоинженерам не нужны датчики. Им достаточно просто слышать, что бы определить и частоту, и уровень, и уровень компрессии, однако для простых смертных необходимы разнообразные датчики, вместе с положениям ручек настройки позволяющим визуально отображать вносимые в звук изменения. Тем не менее замены ушам не предвидится.

Что нужно для мастеринга?

Программы и звуковая карта. Уже существует вагон обзоров на эту тему ;) Однако важно отметить, что при мастеринге большее внимание уделяется приданию правильного звучания уже сведенной в стереофайл записи. В программе Adobe Audition (Cool Edit Pro) ты можешь работать со стереофайлами, а T-Racks24 - эмулятор ламповых устройств для мастеринга: эквалайзера, компрессора и лимитера. Многие авторитетные специалисты, в том числе и студийные отмечают непревзойдённую в компьютерном звуке особую мягкость и теплоту её аналогового звучания. Особый шарм лампового звучания, его мягкость никогда не помешают композиции.

T-Racks24 - новый тип программного звукового процессора в реальном масштабе времени, который, как уверяют разработчики, обеспечивает звуковые характеристики, сравнимые с работой оборудования hi-end мастеринговой станции.

Эффекты мастеринга.

При мастеринге обычно используется ограниченый набор эффектов:

- Компрессоры, лимитеры и экспандеры применяются для работы с динамическим диапазоном записи. Для работы с динамикой некоторого диапазона частот или инструментов необходимы многополосные динамические эффекты.
- Эквалайзеры используются для формирования баланса.
- Ревербератор поможет добавить дополнительного блеска записи.
- Эффекты стереообраза поможет расширить пространство звучания.
- Гармонический эксайтер (exciter) поможет оживить запись.
- Максимизатор громкости сделает запись громче одновременно с ограничением пиков.
- Подавители шума просто отфильтруют шум.

Порядок обработки. Не предполагю, что есть единственно верная последовательность применения эффектов, однако принят такой порядок по умолчанию:

1. Эквалайзер
2. Ревер
3. Многополосные динамические эффекты
4. Многополосный эксайтер
5. Эффекты стереопанорамы
6. Максимизатор громкости
______________________________________________________________
При подготовки статьи были использованы материалы с сайта http://demodoma.ru
Реклама
Авторизация

| RAP IS A POWER! | |